Выставка-инсталляции профессий «Мы строим будущее - мы строим Россию!»
ИНФОРМАЦИЯ об участии общеобразовательных организаций в открытых уроках (ПроеКТОриЯ)
1.4. Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в МО «Тымовский городской округ» на 2020-2025 годы
Пояснительная записка
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в МО «Тымовский городской округ» на 2020-2025 годы разработана на основании нормативных и программных документов по развитию системы образования Российской Федерации, Сахалинской области, МО «Тымовский городской округ». Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся заключается в создании многопрофильной, многоуровневой системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся. Система включает в себя определения качества и проведение оценки самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся с учетом организации взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в едином образовательном пространстве муниципального образования, укрепления социального партнерства между работодателями и образовательными учреждениями, потребностей региона в квалифицированных кадрах по конкретным профессиям и специальностям.
Цель:
Выстроить систему работы на муниципальном уровне по охвату активностями в области самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся для дальнейшего их профессионального самоопределения с учетом потребностей рынка труда
Задачи:
- выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации;
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
- обеспечение информационно-просветительской поддержки обучающихся школ МО «Тымовский городской округ» в процессе профессионального самоопределения;
- проведение ранней профориентации обучающихся;
- проведение профориентации обучающихся с ОВЗ;
- осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями.
Показатели:
- Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации:
- доля обучающихся 8-11 классов, прошедших профессиональное тестирование, диагностику;
- Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся:
- доля обучающихся 9 и 11 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения;
- доля выпускников 9 классов, выбравших профиль обучения.
- обеспечение информационно-просветительской поддержки обучающихся школ МО «Тымовский городской округ» в процессе профессионального самоопределения:
- количество публикаций на официальных сайтах школ в разделе «Профориентация»
- доля обучающихся 1-11 классов, участвующих профориентационных мероприятиях и конкурсах по востребованным отраслям экономики: экскурсии на предприятия муниципального образования, недели профориентации, взаимодействие с организациями СПО и ВО.
- Проведение ранней профориентации обучающихся:
- доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее», от общего числа обучающихся 6-11 классов;
- доля обучающихся 1-11 классов, охваченных просмотром, обсуждением, выполнением домашних заданий в рамках открытого урока «ПроеКТОриЯ», от общего числа обучающихся;
- Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ:
- доля обучающихся ОВЗ охваченными профриентационными мероприятиями от общего количества обучающихся с ОВЗ;
- доля обучающихся принявших участие в региональном конкурсе профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», от общего количества обучающихся с ОВЗ по общему уровню образования;
- Осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями;
- доля образовательных учреждений взаимодействующих с учреждениями/предприятиями муниципального и регионального уровней.
Методы сбора и обработки информации:
Показатели |
Метод сбора и обработки информации |
Информационные системы для сбора информации |
1. Выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации: |
||
Доля обучающихся 8-11 классов, прошедших профессиональное тестирование, диагностику; |
Получение статистической отчетности по результатам, анализ полученных результатов с учетом их объективности и их интерпретация, представление итогового отчета для принятия обоснованных управленческих решений. |
Данные диагностических процедур |
2. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся: |
||
- доля обучающихся 9 и 11 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения |
Получение статистической отчетности по результатам, анализ полученных результатов с учетом их объективности и их интерпретация, представление итогового отчета для принятия обоснованных управленческих решений. |
Федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших ООП ООО и приема граждан в образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования |
- доля выпускников 9 классов, выбравших профиль обучения |
Мониторинг обучающихся по профилю обучения |
|
3. Обеспечение информационно-просветительской поддержки обучающихся школ МО «Тымовский городской округ» в процессе профессионального самоопределения |
||
- количество публикаций на официальных сайтах школ в разделе «Профориентация» |
Получение статистической отчетности о количестве публикаций по профориентации для принятия обоснованных управленческих решений |
Мониторинг публикаций 1 раз в квартал |
- доля обучающихся 1-11 классов, участвующих профориентационных мероприятиях и конкурсах по востребованным отраслям экономики: экскурсии на предприятия муниципального образования, недели профориентации, взаимодействие с организациями СПО и ВО |
Получение статистической отчетности по результатам, анализ полученных результатов с учетом их объективности и их интерпретация, представление итогового отчета для принятия обоснованных управленческих решений. |
Мониторинг мероприятий 1 раз в квартал |
4. Проведение ранней профориентации обучающихся: |
||
- доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее», от общего числа обучающихся 6-11 классов; |
Получение статистической отчетности по результатам, анализ полученных результатов с учетом их объективности и их интерпретация, представление итогового отчета для принятия обоснованных управленческих решений. |
Мониторинг участников проекта «Билет в будущее» |
- доля обучающихся 1-11 классов, охваченных просмотром, обсуждением, выполнением домашних заданий в рамках открытого урока «ПроеКТОриЯ», от общего числа обучающихся; |
Мониторинг участников проекта «ПроеКТОриЯ» |
|
5. Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ: |
||
- доля обучающихся ОВЗ охваченными профриентационными мероприятиями от общего количества обучающихся с ОВЗ; |
Получение статистической отчетности по результатам, анализ полученных результатов с учетом их объективности и их интерпретация, представление итогового отчета для принятия обоснованных управленческих решений. |
Мониторинг данных образовательных учреждений |
- доля обучающихся принявших участие в региональном чемпионате профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», от общего количества обучающихся с ОВЗ по общему уровню образования; |
Данные об участие в региональном чемпионате профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» |
|
6. Осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями; |
||
- доля образовательных учреждений, взаимодействующих с учреждениями/предприятиями муниципального и регионального уровней. |
Получение статистической отчетности по результатам, анализ полученных результатов с учетом их объективности и их интерпретация, представление итогового отчета для принятия обоснованных управленческих решений. |
Контекстные данные образовательных учреждений |
Мониторинг показателей:
Показатель мониторинга |
Сроки проведения мониторинга |
Участники мониторинга |
Информация об использовании результатов мониторинга |
доля обучающихся 8-11 классов, прошедших профессиональное тестирование, диагностику; |
в течение года |
Обучающиеся 8-11 классов образовательных организаций |
· при подготовке аналитических материалов оценки качества образовательных результатов; · принятия управленческих решений; · подготовка рекомендаций для участников образовательных отношений; · обсуждение результатов на конференциях, круглых столах, совещаниях; · формирование и корректировка Программы развития образования; · модернизация критериев и целевых показателей развития образования; · организация работы методических объединений; · информационно-методическое сопровождение деятельности ОУ; · развитие внутренней системы оценки качества образования в образовательных учреждениях |
- доля обучающихся 9 и 11 классов, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения |
сентябрь |
Обучающиеся 9 и 11 классов образовательных организаций |
|
Доля выпускников 9 классов, выбравших профиль обучения |
сентябрь |
Обучающиеся 9 классов образовательных организаций |
|
Количество публикаций на официальных сайтах школ в разделе «Профориентация» |
ежеквартально |
Сайты ОО |
|
доля обучающихся 1-11 классов, участвующих профориентационных мероприятиях и конкурсах по востребованным отраслям экономики: экскурсии на предприятия муниципального образования, недели профориентации, взаимодействие с организациями СПО и ВО |
в течение года |
Обучающиеся 1-11 классов образовательных организаций |
|
- доля обучающихся 6-11 классов, охваченных проектом «Билет в будущее», от общего числа обучающихся 6-11 классов; |
ноябрь |
обучающиеся 6-11 классов образовательных организаций |
|
- доля обучающихся 1-11 классов, охваченных просмотром, обсуждением, выполнением домашних заданий в рамках открытого урока «ПроеКТОриЯ», от общего числа обучающихся; |
декабрь |
обучающиеся 1-11 классов образовательных организаций |
|
- доля обучающихся ОВЗ охваченными профриентационными мероприятиями от общего количества обучающихся с ОВЗ; |
в течение года |
Обучающиеся ОВЗ 1-11 классов |
|
- доля обучающихся принявших участие в региональном чемпионате профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», от общего количества обучающихся с ОВЗ по общему уровню образования; |
Сентябрь-октябрь |
Обучающиеся инвалиды и ОВЗ от 14 лет обучающиеся по программам основного общего и среднего общего образования |
Анализ результатов мониторинга:
Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей включает:
- Анализ по выявлению предпочтений, обучающихся в области профессиональной ориентации;
- Анализ по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся;
- Анализ по учету обучающихся, поступивших в профессиональные образовательные организации СПО и ВПО;
- Анализ по проведению ранней профориентации обучающихся;
- Анализ по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ;
- Анализ по взаимодействию образовательных учреждений с учреждениями, предприятиями;
- Анализ по участию обучающихся, участвовавших в конкурсах профессиональной направленности.
Адресные рекомендации по результатам анализа:
- Обучающимся
- Осознанно подходить к предметам по выбору при сдаче ГИА, с учетом рекомендаций тестирования профориентатора;
- Осознанно подходить к выбору обучения по профилю в 10-11 классах;
- Принимать активное участие в профессиональных пробах и мероприятиях по профориентации и профессиональному самоопределению.
- Педагогам образовательных организаций
- Организовывать встречи с работодателями муниципального образования;
- Вовлекать обучающихся и родителей в мероприятия по профессиональному самоопределению.
- Образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя)
- Провести анализ по профессиональному самоопредлению и профориентации в образовательной организации;
- Включить в план работы мероприятия по профессиональным пробам;
- Проработать вопрос по созданию в школах профильных классов.
Меры, мероприятия:
Меры/мероприятия |
Сроки |
Ответственный исполнитель |
Участники мероприятий |
Мероприятия, направленные на совершенствование системы работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся |
|||
Принятие мер по формированию готовности к саморазвитию и профессиональному самоопределению |
апрель |
Управление образования МО «Тымовский городской округ», Руководители ОУ |
Руководители ОУ |
Проведение профориентационных мероприятий совместно с учреждениями, предприятиями МО «Тымовский городской округ» с участием центра занятости населения |
В течение года |
Управление образования МО «Тымовский городской округ», центр занятости население |
Руководители ОУ |
Разработка рекомендаций по результатам мониторинга системы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся |
август-сентябрь |
Ведущий консультант управления образования МО «Тымовский городской округ» |
Руководители ОУ |
Информационно-разъяснительная работа с родителями (законными представителями) обучающихся по профориентации |
|||
Онлайн-встречи в образовательными учреждениями «Куда пойти учиться» |
В течение года |
Руководители ОУ |
Родители, законные представители |
Информирование родителей о результатах участия в чемпионатах профессионального мастерства «Молодые профессионалы» |
В течение года |
Руководители ОУ |
Родители, законные представители |
Оформление информационного стенда по профориентации |
В течение года |
Руководители ОУ |
Родители, законные представители |
Включение родительской общественности в процесс ранней профориентации |
В течение года |
Руководители ОУ |
Родители, законные представители |
Мероприятия, направленные на анализ и интерпретацию образовательных результатов |
|||
Проведение комплексного анализа результатов (в т.ч. Федеральная информационная система обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших ООП ООО, СОО и приема граждан в образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования) |
август-сентябрь |
Управление образования МО «Тымовский городской округ», Руководители ОУ |
Руководители ОУ |
Подготовка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа для руководителей ОО, для педагогических работников |
август-сентябрь |
Управление образования МО «Тымовский городской округ», Руководители ОУ |
Руководители ОУ |
Подготовка статистико-аналитического отчета о результатах мониторинга |
август-сентябрь |
Управление образования МО «Тымовский городской округ», Руководители ОУ |
Руководители ОУ |
Управленческие решения:
Управленческие решения |
Сроки |
Ответственный исполнитель |
Участники мероприятий |
Разработка комплекса мер, направленных на профессиональное самоопределение обучающихся |
Ежегодно на начало учебного года |
Управление образования МО «Тымовский городской округ» |
Образовательные организации |
Внесение изменений в муниципальную систему оценки качества образования |
Ежегодно по мере необходимости |
Управление образования МО «Тымовский городской округ» |
Образовательные организации |
Организация методического сопровождения образовательных организаций по вопросам профессионального самоопределения обучающихся |
в течение года |
Районный методический кабинет |
Образовательные организации |
Стимулирование и поощрение участников чемпионатов «Молодые профессионалы», направление «Юниоры» |
в течение года |
Управление образования МО «Тымовский городской округ» |
Руководители ОО |
Анализ эффективности принятых мер:
- Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом;
- Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы оценки качества подготовки обучающихся.
1.1.4. План мероприятий по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в МО ГО «Тымовский городской округ» на 2020-2025 годы
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители, результат |
1 |
Использование в работе региональной концепции и программы развития системы профориентационной работы в Сахалинской области |
Постоянно |
Иванова О.М., совещание руководителей |
2 |
Организация методической работы педагогов, реализующих программы профориентационной направленности |
Ежегодно |
РМК, по отдельному плану |
3 |
Участие в неделях профессиональных проб |
Ежегодно |
Иванова О.М., мониторинг |
4 |
Участие в проектах «Билет в будущее» и «ПроеКТОриЯ». |
Ежегодно |
Иванова О.М. |
5 |
Участие в научно-практических конференциях, семинарах-совещаниях, круглых столов, мастер-классов по развитию системы профориентации в Сахалинской области |
Постоянно |
РМК, направление участников, мониторинг |
6 |
Организация работы по учету обучающихся по профильной и предпрофильной подготовке |
Ежегодно |
Ботова Н.С., мониторинг |
7 |
Организация работы по учету выпускников, поступивших в учреждения профессионального образования и высшего образования |
Ежегодно |
Иванова О.М., мониторинг |
8 |
Организация работы по учету обучающихся, охваченных профессиональной диагностикой |
Ежегодно |
Иванова О.М., мониторинг |
9 |
Организация работы с родителями (законными представителями) по вопросам сопровождения профессиональной ориентации и |
Ежегодно |
Специалисты УО, ОО, родительские собрания |
11 |
Комплексный анализ о профориентационной работе в МО «Тымовский городской округ» |
Ежегодно |
Иванова О.М., отчет о развитии системы профориентации |