Дорожная карта по развитию муниципальной системы оценки качества подготовки обучающихся в
МО «Тымовский городской округ» на 2020-2025 годы
1.1. Система оценки качества подготовки обучающихся
Пояснительная записка
Дорожная карта по развитию муниципальной системы оценки качества подготовки обучающихся в МО «Тымовский городской округ» разработана на основании нормативных и программных документов по развитию системы образования Российской Федерации, Сахалинской области, МО «Тымовский городской округ», с учетом предложенного Рособрнадзором инструментария с соблюдением управленческого цикла по каждому из критериев механизмов управления качеством подготовки обучающихся и механизмов управления образовательной деятельности.
Паспорт «дорожная карта» по развитию муниципальной системы оценки качества подготовки обучающихся
в МО «Тымовский городской округ» на 2020-2025 гг.
Цель:
получение и распространение достоверной и объективной информации о качестве образования в образовательных организациях МО «Тымовский городской округ», основных тенденциях, причинах, влияющих на его уровень, для формирования и принятия управленческих решений по совершенствованию качества образования.
Задачи:
- Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры;
- Выявление образовательных организаций с необъективными результатами и профилактическая работа с ними;
- Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов;
- Развитие самооценки, внутренней, внешней и независимой форм оценки качества образования, привлечение общественности к осуществлению оценочных процедур;
- Формирование в каждой общеобразовательной организации внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) и оптимизация графиков проверочных и диагностических работ;
- Соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС;
- Создание условий, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся.
Показатели развития системы оценки качества подготовки обучающихся:
- Объективность оценки качества подготовки обучающихся:
- количество образовательных организаций с необъективными результатами;
- количество образовательных организаций, охваченных общественным/независимым наблюдением, при проведении процедур оценки качества образования.
- Сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся:
- количество школьных управленческих команд, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам формирования ВСОКО;
- количество общеобразовательных организаций, которые провели оптимизацию графиков проверочных и диагностических работ;
- количество общеобразовательных организаций, которые провели работу по формированию и совершенствованию ВСОКО.
- Оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся
- доля обучающихся, в отношении которых проводилась оценка функциональной грамотности, от общего количества обучающихся;
- доля обучающихся успешно справившихся с заданиями по читательской грамотности, от общего количества обучающихся, в отношении которых проводилась оценка читательской грамотности;
- доля обучающихся успешно справившихся с заданиями математической грамотности, от общего количества обучающихся, в отношении которых проводилась оценка математической грамотности;
- количество выпускников МО «Тымовский городской округ», поступили в Вузы Сахалинской области;
- количество трудоустроенных выпускников МО «Тымовский городской округ»;
- количество образовательных организаций, с низкими результатами обучения и функционирующие в неблагоприятных социальных условиях.
Мониторинг показателей:
Показатель мониторинга |
Сроки проведения мониторинга |
Участники мониторинга |
Информация об использовании результатов мониторинга |
Объективность оценки качества подготовки обучающихся
|
ежегодно, после окончания проведения процедур |
Обучающиеся 1-11 классов образовательных организаций |
· при подготовке аналитических материалов оценки качества образовательных результатов; · принятия управленческих решений; · подготовка рекомендаций для участников образовательных отношений; · обсуждение результатов на конференциях, круглых столах, совещаниях; · формирование и корректировка Программы развития образования; · модернизация критериев и целевых показателей развития образования; · организация работы методических объединений; · информационно-методическое сопровождение деятельности ОУ; · развитие внутренней системы оценки качества образования в образовательных учреждениях |
Сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся
|
1 раз в полугодие |
образовательные организации |
|
Оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся
|
ежегодно |
Обучающиеся 1-11 классов образовательных организаций |
Анализ результатов мониторинга:
Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей включает:
- Анализ результатов по нескольким оценочным процедурам (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, итоговое собеседование, итоговое сочинение (изложение), диагностические работы по оценке сформированности читательской, функциональной грамотности, математической и креативного мышления);
- Анализ результатов Всероссийской олимпиады школьников
Адресные рекомендации по результатам анализа:
Рекомендации по использованию успешных практик, разработанные с учетом анализа результатов мониторинга показателей;
Методические и иные материалы, разработанных с учетом анализа результатов мониторинга показателей
- Обучающимся
- Методические рекомендации по подготовке к ВПР;
- Методические рекомендации по подготовке к диагностическим работам по оценке сформированности читательской, функциональной грамотности, математической и креативного мышления;
- Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе проведения ВПР, диагностических работ.
- Педагогам образовательных организаций
- Комплексный анализ и адресные рекомендации по итогам ВПР, диагностических работ;
- Методические рекомендации по подготовке к ВПР;
- Методические рекомендации по подготовке к диагностическим работам по оценке сформированности читательской, функциональной грамотности, математической и креативного мышления;
- Адресные рекомендации по работе со школами с низкими результатами обучения и школами. Функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
- Образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя)
- Анализ и адресные рекомендации по оценочным процедурам (ВПР, диагностическим работам);
- Анализ и адресные рекомендации по оптимизации графиков проверочных и диагностических работ;
- Адресные рекомендации по формированию объективной ВСОКО в каждой общеобразовательной организации;
- Адресные рекомендации по работе со школами с низкими результатами обучения и школами. Функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
Мероприятия, меры, управленческие решения:
Мероприятия/меры |
Сроки |
Ответственный исполнитель |
Участники мероприятий |
Ожидаемый результат |
Объективность оценки качества подготовки обучающихся |
|
|||
Семинары для педагогов ОО на тему «Риски получения необъективных результатов» |
март |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Руководители ОО |
Протокол семинара |
Семинары для руководителей, заместителей руководителей ОО по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов |
сентябрь |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Руководители, заместители руководителей ОО |
Протокол семинара |
Организация общественного наблюдения за процедурой проведения Всероссийской олимпиады школьников |
Ежегодно, во время проведения оценочной процедуры |
Видоменко А.А. – начальник РМК |
Родители, педагоги |
Приказ, протокол общественного наблюдения |
Включение родительской общественности в процесс наблюдения за проведением контрольных оценочных процедур |
Ежегодно, во время проведения оценочных процедур |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Родители, педагоги |
Приказ, протокол общественного наблюдения |
Организация проверки/перепроверки ВПР, диагностических работ в образовательных организациях с привлечением методистов методических служб МО «Тымовский городской округ» |
Ежегодно, во время проведения оценочной процедуры |
Видоменко А.А. – начальник РМК |
Руководители ОО, методисты методических служб |
Приказ, протокол проверки |
Изучение деятельности ОО, вошедших в зону риска на предмет качества анализа результатов ВПР, диагностических работ и выявления предметных дефицитов обучающихся и педагогов |
январь |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Руководители ОО, педагоги, родители |
Аналитическая справка |
Профилактическая работа: анализ признаков необъективности, разработка комплекса мер по устранению причин необъективности |
ежегодно |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Руководители ОО, заместители директора по УВР, педагоги |
Адресные рекомендации |
Изучение мнения родителей по вопросам объективности оценки качества образования в школе |
апрель |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Родители, педагоги |
Проведение мониторинга, составление аналитической справки. |
Сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся |
|
|||
Формирование заявки на курсы повышения квалификации для школьных управленческих команд по вопросам формирования ВСОКО |
август |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Руководители ОО |
Сформирована заявка на курсы повышения квалификации |
Проведение мониторинга графиков проведения оценочных процедур в ОО в соответствии с рекомендациями |
сентябрь |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Руководители ОО |
Аналитическая справка |
Оказание методической помощи (консультирование) по вопросам формирования и сопровождения ВСОКО в образовательных организациях |
В течение года |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Руководители ОО |
График проведения консультаций |
Привлечение методических объединений учителей – предметников для организации помощи педагогам по составлению рабочих программ и графиков оценочных процедур по учебным предметам |
Июнь-август |
Видоменко А.А. – начальник РМК |
Педагоги ОО |
Составлен план работы методических объединений; приказ о назначении руководителей МО |
Оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся |
|
|||
Проведение комплексного анализа результатов по нескольким процедурам (в т.ч. ВПР, НИКО, региональная оценка по модели PISA, диагностические работы и др.) |
Ежегодно, после окончания проведения процедуры |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Родители, педагоги |
Аналитическая справка |
Подготовка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа для руководителей ОО, для педагогических работников |
Ежегодно, после окончания проведения процедуры |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Родители, педагоги |
Адресные рекомендации для педагогических работников, руководителей ОО |
Подготовка статистико-аналитического отчета о результатах ВПР, оценка функциональной грамотности, диагностические работы |
Ежегодно, после окончания проведения процедуры |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Родители, педагоги |
Аналитическая справка |
Проведение мониторинга поступления выпускников МО «Тымовский городской округ» в Вузы Сахалинской области, организация трудоустройства выпускников |
сентябрь |
Ботова Н.С. – зам.начальника УО |
Руководители ОО |
Аналитическая справка |
Информирование родителей о результатах проведенных работ: ВПР, мониторинг функциональной грамотности, диагностические работ. |
Ежегодно, после окончания проведения процедуры |
Руководители ОО |
Родители, педагоги |
Протоколы родительских собраний |
Методический семинар по теме: «Организация методической работы в школе по развитию функциональной грамотности обучающихся»; |
февраль |
Видоменко А.А. – начальник РМК |
Педагоги, заместитель директора по УВР |
Протокол семинара |
Разработка рекомендаций по результатам мониторинга функциональной грамотности |
май |
Видоменко А.А. – начальник РМК |
Педагоги, заместитель директора по УВР |
Адресные рекомендации педагогическим работникам, руководителям ОО |
Управленческие решения:
Управленческие решения |
Сроки |
Ответственный исполнитель |
Участники мероприятий |
Результат |
Разработка комплекса мер, направленных на повышение качества образования |
декабрь-январь |
Управление образования МО «Тымовский городской округ» |
Образовательные организации |
План мероприятий (дорожная карта) |
Внесение изменений в муниципальную систему оценки качества образования |
декабрь-январь |
Управление образования МО «Тымовский городской округ» |
Образовательные организации |
План мероприятий (дорожная карта) |
Рассмотрение результатов и вопросов повышения объективности ГИА, ВПР, диагностических работ по функциональной грамотности на совещаниях различных уровней |
август-сентябрь |
Управление образования МО «Тымовский городской округ» |
Руководители ОО |
Протокол совещания |
Организация методического сопровождения образовательных организаций с низкими результатами обучения |
в течение года |
Районный методический кабинет |
Образовательные организации |
График индивидуальных консультаций |
Привлечение к дисциплинарной/административной ответственности лиц, допустивших нарушение при проведении оценочных процедур. |
В течение года |
Управление образования МО «Тымовский городской округ» |
Руководители ОО |
Приказ |
Анализ эффективности принятых мер:
- Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом;
- Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы оценки качества подготовки обучающихся.
1.1.1. План мероприятий по системе оценки качества подготовки обучающихся в МО «Тымовский городской округ» на 2020-2025 годы
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители, результат |
1 |
Создание приказа об утверждении плана мероприятий по развитию муниципальной системы оценки качества образования и муниципальных механизмов управления качеством образования МО «Тымовский городской округ» |
Ежегодно с учетом корректировок |
Специалисты УО МО «Тымовский городской округ» / Приказ об утверждении плана мероприятий по развитию муниципальной системы оценки качества образования |
2 |
Разработка Положения о муниципальной системе оценки качества образования
|
Ежегодно по необходимости |
Специалисты УО МО «Тымовский городской округ» / руководители ОУ / Предложения по внесению изменений в Положение о муниципальной системе оценки качества образования в МО «Тымовский городской округ».
Специалисты УО МО «Тымовский городской округ» / руководители ОУ/ Приказ о внесении дополнений, изменений в Положение о муниципальной системе оценки качества образования в МО «Тымовский городской округ» |
3 |
Разработка и утверждение муниципальных показателей: ¾ По повышению качества образовательных результатов; ¾ Повышение качества образовательной деятельности: ¾ Увеличение количества обучающихся, участвующих в олимпиадах различного уровня |
Ежегодно с учетом корректировок |
Руководитель и специалисты УО МО «Тымовский городской округ» Приказ об утверждении показателей эффективности деятельности руководителей ОО |
6 |
Разработка и утверждение муниципальных показателей системы методической работы: ¾ по уровню обеспеченности методической помощи; ¾ по сетевым формам взаимодействия между методическими объединениями различных ОО и/или между учителями; ¾ по формированию системы наставничества на школьном или межшкольном уровнях либо иных форм методической поддержки учителей |
Ежегодно |
РМК, приказ об утверждении показателей. |
9 |
Использование в работе регионального перечня оценочных процедур и их регламентов |
Постоянно |
Специалисты УО |
10 |
Планирование и участие в муниципальных диагностических работах по качеству образования (по предметам базового и профильного уровней) |
Ежегодно |
Ботова Н.С., анализ диагностических работ |
11 |
Участие в региональных процедурах оценки качества образования на основе кластерного подхода, в том числе с выделением предметных дефицитов обучающихся |
Постоянно |
Ботова Н.С., приказ, аналитическая справка |
12 |
Участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования в соответствии с выборкой |
Постоянно |
Ботова Н.С., приказ |
13 |
Участие в национальных и общероссийских исследованиях качества образования |
Постоянно |
Ботова Н.С., приказ |
14 |
Участие в апробации оценочных процедур национальных и общероссийских исследований качества образования |
Постоянно |
Ботова Н.С., приказ |
15 |
Проведение инструктивно-методических совещаний по качеству образования и образовательным результатам обучающихся (предметные, метапредметные) для руководителей образовательных организаций и педагогов |
Ежегодно |
РМК, Ботова Н.С., по отдельному плану. |
16 |
Участие в мониторинге достижения показателей оценки качества подготовки обучающихся: по базовой подготовке (минимальный уровень), по подготовке высокого уровня, по оценке метапредметных результатов, по индивидуализации обучения, по организации работы с обучающимися с ОВЗ, по учету обучающихся, продолживших обучение в системе профессионального или высшего образования |
Постоянно |
Иванова О.М., мониторинг |
17 |
Изучение и использование в работе аналитической информации по итогам оценочных процедур в качестве принятия управленческих решений на всех уровнях управления образованием |
Ежегодно |
Ботова Н.С., принятие управленческого решение, приказ по УО |
18 |
Использование в работе модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» государственной информационной системы «Региональное образование» в общеобразовательных организациях |
Постоянно |
Ботова Н.С., отчеты |
19 |
Обеспечение выполнения требований информационной безопасности на всех этапах сбора и обработки информации о качестве образования. |
Постоянно |
РМК, специалисты УО |
20 |
Участие в муниципальных мероприятиях (совещания, семинары, вебинары, информационно-методические дни, мастерские, дискуссионные площадки, круглые столы и др.) по формированию позитивного отношения к вопросам объективной оценки результатов обучения и по использованию объективных результатов для управления качеством образования |
Ежегодно |
Ботова Н.С., по отдельному плану |
21 |
Участие в мероприятиях по повышению объективности оценки результатов ОО: - обеспечение видеонаблюдения на процедурах оценки качества образования (ЕГЭ, ВПР, ОГЭ и т. д.); - обеспечение общественного наблюдения на процедурах оценки качества образования (ОГЭ, ЕГЭ и т. д.) с соблюдением требований к общественным наблюдателям; - привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах проведения мероприятий по повышению объективности оценки качества образования (проведение инструктажей и учебных занятий с организаторами, техническими специалистами, экспертами); - применение мер защиты информации (использование закрытого канала связи: VIP NET для передачи материалов) |
Постоянно |
Ботова Н.С., аналитическая справка |
22 |
Использование в работе региональных показателей по: - контролю объективности в образовательных организациях МО «Тымовский городской округ» - мониторингу объективности результатов оценочных процедур |
Ежегодно |
Ботова Н.С., совещание руководителей ОО, РМО руководителей ОО |
23 |
Проведение мероприятий по использованию результатов различных оценочных процедур на муниципальном уровне: - итоговое сочинение (изложение); - ЕГЭ; - ОГЭ; - итоговое собеседование по русскому языку; - ВПР и т. д. |
Ежегодно |
Ботова Н.С., совещание руководителей ОО |
24 |
Использование рекомендаций по использованию успешных практик по объективности оценки результатов, обучающихся на муниципальном уровне |
Постоянно |
Ботова Н.С., совещание руководителей ОО |
26 |
Участие в курсах повышения квалификации, семинаров, вебинаров для учителей по направлению, связанному с объективным оцениванием образовательных результатов |
Постоянно |
РМК, направление на КПК |
27 |
Участие в мониторинге уровня подготовки выпускников образовательных учреждений МО «Тымовский городской округ», претендующих на получение медалей (9,10,11 классы) |
Ежегодно |
Ботова Н.С., мониторинг |
28 |
Использование в работе методических рекомендаций по системе внутреннего оценивания текущих результатов, обучающихся в ОО |
Постоянно |
Ботова Н.С., совещание руководителей |
29 |
Подготовка ежегодного (публичного) доклада «О состоянии и развитии системы образования в МО «Тымовский городской округ» |
Ежегодно |
Ботова Н.С., публичный доклад |